Загрузка...
Ваше избранное
фотографий
//Портрет это не столько постановка света, сколько философия
Портрет это не столько постановка света, сколько философия
Пискарев Вадим Михайлович

Вопрос традиционный, как давно Вы снимаете? С чего все началось?

Фотографией занимаюсь практически всю жизнь. Мой отец был продвинутым фотолюбителем, снимал закаты и рассветы, мух на цветочках - традиционный такой набор, а я всегда рядом присутствовал. Помню, у отца был большой серебристый объектив "Гелиос 40", я его любил ужасно. Отец у меня актер драматического театра. Хотя у нас была большая библиотека, но книги по искусству в то время были редкостью. И отец собрал огромную коллекцию из наборов и открыток "Эрмитаж", "Русский Музей" и других. Любимым моим занятием было их рассматривать. Открытки с картинками и любовь к объективу "Гелиос 40" и привели меня в фотографию. (смеется)

Ничто не говорило о том, что я стану фотографом. Все мне прочили медицинское будущее. В школе я был двоечник и хулиган, а у родителей был знакомый в медучилище г.Николаева, и после 8 класса меня сослали в медучилище. Как ни странно, его я закончил классно, но не стал поступать в мединститут, а гордо ушел в армию. После армии (призывался из Николаева) вернулся во Львов, где в тот момент жили родители. Львовский мединститут находится на одной из самых красивых улиц - на улице Пирогова. В самом ее начале, возле трамвайной остановки, стоял огромный Дом Быта, когда-то это был центр бытового обслуживания всей Львовской области. В нем работал известный украинский фотохудожник Роман Баран. На витрине были портреты, сделанные им в технике изогелии, и когда я проходил мимо, то смотрел на них и думал - какой Мастер!

На той улице, где я жил, тоже было фотоателье. Там тоже висели портреты, но совсем другого качества и у меня была возможность сравнить. Мысли о тех и этих портретах очень сильно меня отвлекали от экзаменов в мединститут и в конечном итоге на вопрос экзаменатора:
- Каких вы знаете парнокопытных?
Я ответил:
- Корова…
- А еще?
- Бык!
После чего повернулся и ушел… Просто я понял, что мне не интересна медицина, а вот картинки интересны.

Профессии парикмахера и фотографа в те времена считались престижными, устроиться на эту работу было очень сложно. Тем более в Львове. Тогда я поехал по львовским поселкам и деревням и везде говорил, что я классный фотограф. В одном месте мне сказали: "да" - так я стал фотографом, а в документах у меня было написано: лаборант 3-го разряда.. Там я впервые увидел большой фотоаппарат "Киев 6С ТТЛ". Он меня просто очаровал своими размерами. Там же на штативе стояла такая штучка с гармошкой. Тогда я вообще не понимал, что это такое и думал, что это для печати больших форматов.

Потом у меня появился знакомый, работавший на львовском мотозаводе. Как-то раз он говорит: "У нас увольняется фотограф, не хочешь пойти на его место? "Зайчики" фотографировать и "Верховины". Тогда впервые, а это был 80-й год, я стал рекламным фотографом, снимая велосипеды и мотопеды.
Следующим этапом был Львовский театр оперы и балета. Дальше пришло понимание, что так жить на зарплату в 60 рублей нельзя. Чтобы содержать семью, я был вынужден продавать бумагу и пленку, которые мы получали километрами и килограммами, особенно на заводе. Мы не могли метраж выбрать за каждый квартал.
Порой во Львов приезжали странные люди. Приезжал из Москвы некто Хетагуров. Тогда я впервые издалека увидел Мамию ("Mamya"). Он фотографировал "Верховину" для какого-то большого плаката. Тогда же я увидел, как выглядит упаковка пленки Kodak. Это были какие-то заоблачные вещи, ощущения, казалось, боги спускались на землю, а потом опять исчезали. К тому времени я уже был председателем Львовского фотоклуба "Львов" и усиленно занимался художественной фотографией (улыбается).
Творчество творчеством, искусство искусством, ФИАПовские выставки - ФИАПовскими выставками. Дипломы с этих выставок можно было показывать бабушкам и родственникам, но денег это не приносило.
В те времена ВУЗов по фотографии не существовало. Как-то раз, купив справочник по высшим учебным заведениям, стал листать и увидел слово ФОТОГРАФИЯ - оказалось, что это операторский факультет ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии им.С.А.Герасимова). Именно тогда пришло решение поступить на операторский факультет ВГИК. Собрал манатки и поехал. Мне говорили: "Ты что дурак?! Куда ты едешь? Туда только "сыны Бондарчуков" поступают". Я отвечал: "Посмотрим…", и как не странно - поступил. Туда нормальные люди поступают, а не только "сыны Бондарчуков". Во ВГИК я поступил в 1985 году, а закончил 1991-м.

Лидия Павловна Дыко у Вас преподавала?

Лидия Павловна была заведующей кафедрой на операторском факультете.

/Лидия Павловна Дыко (1914-2000) - кинооператор, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат искусствоведения, профессор ВГИКа имени С.А.Герасимова, член Союза кинематографистов. После окончания операторского факультета ВГИКа в качестве ассистента оператора и второго оператора принимала участие в создании фильмов: "Брат героя" (1940), "Жила-была девочка" (1944), "Пятнадцатилетний капитан" (1945), "Крейсер "Варяг" (1946) и других. Автор книг и учебных пособий: "Фотокомпозиция" (1955), "Фотография, ее техника и искусство" (1961), "Фотокомпозиция" (1963), "Беседы о фотомастерстве" (1967), "Мастера советского фотоискусства" (1970), "In Blickpunkt unsere Epoch" (1975, ГДР), "Фотожурналист и время" (1980), "Композиция для фотографов" (1982), а также многочисленных статей в отечественных и зарубежных изданиях по вопросам операторского мастерства/.

Она умница.
Помню, был у меня конфликт на кафедре фотографии с преподавателем Транквилицким. Он придумал такую программу обучения: цветное освещение гипсов. То есть - полная ерунда!!! Я на все это посмотрел и сказал, что не буду заниматься по этой программе и что подобный курс фотографии во ВГИКе чистейшая профанация. На что Транквелицкий заявил, что я не закончу ВГИК если буду так себя вести. Пришлось пойти к Дыко:
- Лидия Павловна, Вы видели мои фотографии. Могу я иметь собственное мнение по фотографии?" Надо отдать ей должное, она сказала: "Да, Вы имеете право!". Затем на заседании кафедры она произнесла: "Пискареву поставьте зачет по фотографии навсегда и забудьте про него". Вот такая была Дыко. Лидия Павловна прекрасно видела, что фотография, которую она знала, уже ушла и что сейчас фотография другая. Она ее не очень понимала, но у неё было достаточно мудрости принимать все как есть. В те времена Лидия Павловна была одним из немногих теоретиков фотографии, существовавших в России. На втором курсе ВГИКа я заявил, что кино не люблю. Ко мне все время приставали, чтобы я снимал кино, учебные работы, а я не хотел.
Сколько фильмов снял как оператор?
В конечном итоге я снял три документальных и один игровой фильм - "Аляска, сэр!". Там играл юный Машков, которого никто тогда не знал. Получилось при очень хорошем сценарии очень плохое кино. Сценарий написал мой друг Саша Ремнев, тоже из Львова. Он учился во ВГИКе на сценарном факультете. Мы частенько сидели у него на кухне, пили водку с Фантой и вспоминали, какой хороший город Львов. Как там классно снимать кино, потому что это готовая площадка и придумали классную детективную историю. Достаточно романтичную. Где-то под впечатлением польского фильма "Ва-Банк". Но это был не "Ва-Банк", а другая история, но тоже забавная. Фильм сняли, и я на этом завязал с кинематографом. Осталась реклама.
Так получилось, что еще во ВГИКе я познакомился с редактором отдела мужской моды журнала "МОДА". Это был тогда фактически единственный журнал в стране. Редакция находилась на Кузнецком Мосту.
Это тоже интересная история. Как-то раз я шел по улице в центре Львова и увидел седого, в годах, человека, который нес в руках что-то удивительное, огромное и красивое. Я сначала не понял, кинокамера это или что-то еще… Я за ним крался, крался. Потом забежал вперед и прочитал на камере - "Mamya". Я навсегда запомнил эту камеру и этого человека. Ложился спать - перед глазами стоял образ этого человека. Просыпался и опять перед глазами образ этого человека. И вот захожу на Кузнецкий Мост в редакцию, поднимаюсь наверх и….. идет мне навстречу этот человек и опять с этой камерой. (смеется) Оказалось, его фамилия Красташевский и он фотограф в этом журнале. Как потом выяснилось, он приезжал во Львов снимать моду. Тогда же я впервые услышал фамилию Желудев, до Красташевского он работал в этом журнале. Так я вошел в мир профессиональной российской фотографии.
Еще учась во ВГИКе я вдруг понял, что движущееся изображение мне не интересно, не любопытно абсолютно. В один прекрасный день всем друзьям, всем директорам съемочных групп я объявил: "С завтрашнего дня я фотограф". И чтобы меня по поводу кино больше не беспокоили. Все посмеялись. Так как работа тогда была, ее было достаточно много и решение мое показалось весьма странным. Все равно звонили, надо снять то-то и то-то... Я отказывался. Потому что я глубоко убежден - задница одна, а стульев много. Если ты не хочешь свалиться между стульев, то надо решить, на каком стуле сидеть. Для себя я решил.
Как раз в то время появился журнал "Амадей", который потом стал странно существовать. Тем не менее, я сделал для него пару съемок, они были симпатичны. Затем стали появляться другие журналы. Мне стали звонить, просить снять для них. Считаю, что мне в этом плане повезло. Тем, кто сейчас пытаются позиционировать себя на этом рынке, сложнее. Все места заняты.

На рынке рекламных фотографов?

Журнальных! Рекламных - как раз проще. Журналы крайне неохотно идут на сотрудничество с новыми людьми, если нет каких-то личных связей и привязанностей. Журналы не столько консервативны, сколько осторожны. Все-таки любая съемка, а фэшн - особенно, это бюджетные съемки. Туда вкладывается достаточно много денег, а фотограф одним щелчком своей камеры весь бюджет может "свести на ноль". Поэтому журналы не очень любят рисковать. Надо что-то выдающееся принести, чтобы их заинтересовать. Мне в этом плане было проще - я был в самом начале.
Много времени я потерял, работая с Довганем. Когда я встряхнулся от этого, оказалось, что журнальный мир, мир фотографии наполнился новыми именами. Совершенно мне неизвестными, непонятными, неплохо снимающими. Откуда они взялись, было совсем непонятно. Была пустыня, был Желудев, был Красташевский. И вдруг новые имена: Локтев, Королев, Клавихо… Полна талантами земля Русская! (смеется)
В общем, пришлось мне немного пошевелить плечами.

Как развивались Ваши отношения с Довганем?

Все началось с его портрета. Перед этим его снимали, но фотографии ему не нравились. Получалось не то, что он хотел, его долго "мучили". Довгань не хотел этот портрет, но его хотел рекламный отдел, маркетологи настаивали на этом. В результате мне позвонили от Довганя. Наняв стилиста и еще до съемки узнав размеры смокинга, прямо в магазине организовали съемку. Выставил свет, выверил всё (нашел человека, похожего по комплекции). Приехал Довгань, его одели, напудрили, и мне осталось только снять. Показал "поляроид":
- Оно?
-Да, оно.
Я щелк на пленку и говорю:
- Всё
- Как все?!
- Так. Всё!
Весь процесс вместе с переодеванием занял 15-20 минут. После чего Довгань сказал: "Ты лучший!" Сел и уехал.
На следующий день мне позвонили и сказали, что Довгань со мной поговорить хочет. Я спрашиваю: "О чем мне с ним разговаривать? Если у вас есть какие-то заказы, пусть мне звонят, я сделаю". Тогда мне позвонил сам Довгань. При встрече он сказал, что хочет, чтобы я у него работал.
- Я ни у кого не работаю.
После армии зарплаты фактически не получал. Это образ жизни, образ мышления. На что Довгань сказал, что нет фрилансеров по убеждению, просто им мало предлагают денег.
- Нет, не в деньгах счастье.
- А что тебе надо, чтобы ты согласился?
- Ничего мне не надо. На самом деле.
Я был искренен. Я очень не любил начальников и не любил получать зарплаты и быть зависимым. Как ни странно, Довгань меня уговорил: "Тебе, как фотографу, сколько надо "для счастья"?". Ну, думаю, сейчас как ломану, как ломану, мало не покажется. Как ломанул. Он сказал: "ОК". Тут же позвонил куда-то и говорит: "Иди, получи деньги и покупай аппаратуру". Ушел я от Довганя с авоськой денег и с плохим настроением. В целлофановом пакете у меня лежало $80 000. Студия потом поражала клиентов своими размерами и оборудованием.

Как складываются отношения с Гильдией рекламных фотографов?

Когда организовывалась Гильдия рекламных фотографов, мне позвонил Желудев. У меня с Юрой сложились хорошие отношения, нет никаких причин за что-либо на него обижаться. Я его уважаю априори. В конце 80-х я ездил, будучи кинематографистом, в Шостку получать пленку. Там висели какие-то фотоплакаты, под которыми стояла подпись - фото: Ю.Желудев. Желудев - один из первых или даже "последний из могикан". Он один из корифеев. Потом мы с ним познакомились, он оказался очень приветлив. Когда он позвонил и сказал, что организуется Гильдия и меня хотят в ней видеть, я согласился. Потом надо было платить какие-то взносы, я пару раз заплатил. Однажды, посетив заседание, понял, что это даже не фотоклуб, а что-то другое. В книжке одного философа я вычитал: "В кучу сбиваются слабые, сильные живут по одиночке".

Почему Вы ушли из Гильдии?

Я понял, что Гильдия, как общественная организация. Например: Были проблемы с заказчиками и Гильдия постановила - члены Гильдии не должны опускаться ниже определенных ставок. Я как честный член Гильдии согласился. Тут мне звонит заказчик, я заявляю сумму, на что мне говорят: "Извините, но за эти деньги я могу сделать четыре таких картинки". Пошел и сделал. Но мир тесен, как-то раз вижу картинки, которые были воплощением того заказа. Как оказалось, съемку выполнил один из членов Гильдии, который говорил, что у него ниже $300 пэкшота не бывает. Тогда я окончательно перестал платить взносы. На сегодняшний день я, наверное, не член Гильдии.

Какая первая профессиональная камера?

Ну, это смешная история. Когда я понял, что жизнь моя здесь, в Москве, потому что нигде на тот момент фотографии больше не существовало, то продал свою львовскую квартиру за небольшие деньги. Этих денег как раз хватило, чтобы купить в комиссионке возле Киевского вокзала "Mamya RB". Изрядно потрепанную, но мне было на это плевать. Эта была Мамия, именно такая, какую я видел в руках у Хетагурова и Красташевского. Купил 180 мм объектив, несколько приборов Марко (3 х 500), фоны. Еще у меня был флешметр, который я выиграл на каком-то конкурсе.

Как-то сидим в редакции журнала "ОМ", и Фридкес, показывая на один из снимков, спрашивает:
- Это каким объективом снято?
- Стовосьмидесятым.
- А этот?
- Стовосьмидесятым…
- А вот это, каким объективом?
- Стовосьмидесятым!
- Ты так любишь стовосьмидесятый?!
- Нет, просто у меня других нет…
- А как же снял?!
- Я ближе подошел.
- А тут?!!
- Я отошел дальше…

Чем снимаете сейчас?

Сейчас у меня "Hasselblad", во время пожара "Mamya" погибла. Для работы я решил купить Хасель, не потому что он лучше, просто посадка "Phase One" на него более адекватная и оптика по пересчету, при матрице 24х36, лучше.

Что любите снимать?

Мне проще сказать, что я не люблю снимать. Я практически никогда не снимаю пейзажи, не снимаю архитектуру и интерьеры. Я не снимаю мух на цветочках. Я не снимаю ню в ромашках. Не снимаю детей и не снимаю животных. Все остальное я люблю снимать.

Отношение к репортажной фотографии?

Репортаж… Постановка и репортаж - это два, абсолютно разных, мира фотографии. Хотя они очень похожи для непосвященного. И там, и там - фотографы. Студийная, постановочная фотография и репортажно-жанровая фотография - две совершенно разных вещи. Они по менталитету разные, по философии разные. Фотограф, идеальный в репортаже, скорее всего вряд ли будет идеальным и в постановке.
Максимишин, один из лучших жанровых фотографов России на сегодняшний день, как-то пришел ко мне в студию на Дмитровке и признался, что он чуть ли не в первый раз в студии. Всякие лампочки и все остальное для него "темный лес". Также для меня "темный лес" то, как он делает свои картинки. Для меня это тайна за семью печатями. Репортаж - не моя епархия.

На пленку Вы уже не снимаете?

Я уже три года не снимаю на пленку. Профессиональная цифра обладает, кроме тех параметров, о которых пишут в журналах, обладает еще рядом качеств, о которых нигде не пишут и никто об этом не знает. Для заказчика такая фотосъемка - шоу. И он в нем непосредственно участвует.

Цифровой задник - вещь дорогая, но Вы его купили. Почему?

Я - профессионал. Я зарабатываю этим. Профессионал не тот, кто сидит и считает, сколько и на что потратит, а тот - кто считает, сколько на чем заработает. Мне так кажется. (Вадим показывает на цифровой задник.) Три года назад я купил его за большие деньги. Но сколько денег я заработал и сколько заказчиков я притянул себе. Я скажу, что это намного больше стоимости этого оборудования.

Какая это модель?

Это 6-мегапиксельный "Phase One". Тебе хватает этих пикселей?
Гнаться за мегапикселями - это глупость великая. В жизни я придерживаюсь принципа разумной достаточности.
6-мегапиксельей перекрывает 80% всей работы, которую я делаю. Если бы было 11 мегапикселей - было бы лучше, если 16 - достаточно с избытком, а если 22 - я не понимаю, зачем столько надо.
Для многих цифра заканчивается на уровне количества пикселей, на уровне теоретических ухищрений на эту тему.

Как Вы стали преподавать в Академии фотографии?

Ну, преподавать - это сильно сказано. Я человек малокоммуникабельный. Одна мысль о том, что передо мной будет сидеть много людей, и я должен что-то вещать им, приводила в душевный трепет. Да и не считал я возможным чему-то кого-то учить. Прежде, чем учить, надо задаться вопросом, а есть ли тебе что сказать? Потому как есть вещи, в которых и я ничего не понимаю. Когда меня спрашивают, какая камера лучше, я тоже этого не понимаю. Не знаю, какая камера лучше, а какая хуже. Все камеры сделаны для того, чтобы ими фотографировать. Вот и вся математика. Я не рисуюсь, я искренне не знаю этого, не понимаю самой постановки вопроса.
Так вот, в Академии оказалась "зависшая" группа. Преподаватель ушел, а группа осталась. Тогда мой друг, директор Академии Андрей Маристов попросил меня выручить, провести хотя бы одну эту группу. Я и согласился на свою голову. Этих групп уже десять.

Как было до меня? Люди приходили и их пичкали теорией. Рассказывали про то, какой фотоаппарат лучше или хуже, про кружок рассеивания. Мамию ругали, Хассельблад хвалили. Лингоф - показывали. А я не понимаю ничего в фотоаппаратах. Фотоаппараты существуют не для того, чтобы разбираться, какие из них лучше, а какие хуже… После определенной ценовой планки фотоаппарат всегда хороший. Необходимо выбирать аппарат для того вида съемки, которой собираешься заниматься. Если снимаете репортаж, а купите себе Sinar, то, поверьте, Вам будет неудобно.
А если собрались делать прикладную съемку и купили себе Canon или Nikon, то Вам тоже будет неудобно. Просто надо понимать, какие камеры и для чего существуют. Это мое представление. Я считаю, что людей надо готовить к реальной, практической работе. Когда я начал об этом рассказывать, оказалось, что слушателям это действительно интересно. Гораздо интереснее, если бы я стал рассказывать о достоинствах камер Nikon и чем они лучше, чем Canon. И наоборот. И то хорошо, и это хорошо.

Иногда спрашивают: "Как Вы ставите свет, когда снимаете?" Отвечаю: "Я не знаю, как я ставлю свет. Я его ставлю так же, как вы переключаете рычаг скоростей своей машины. Я не думаю об этом". Они ждут того, что я покажу 4-5 схем света, на все случаи жизни, которые и сделают их гениальными.

Я пытаюсь научить их чувствовать свет, а не заучивать схемы света. Я не учу композиции. Композиция, это как музыкальный слух… Ее надо чувствовать. Люди рождаются со слухом, и люди рождаются без слуха. И если родился без слуха, то до какой-то степени тебя можно тренировать. Но на профессиональный уровень это не потянет. Если хочешь быть профессионалом, надо иметь чувство композиции. Если его нет, то нечего лезть в эту профессию.
Спрашивают, как снимать портрет… Портрет это философия, а не постановка света.
На самом деле, есть куча книжек, в которых масса технических подробностей описано, можно самому все прочитать. А вот книг по теории, философии фотографии очень мало. Все, что я рассказываю, вполне можно оспорить. Это всего лишь моя точка зрения, личные наблюдения за теми или иными вещами, которые происходят с фотографией и с нами в фотографии. С кем-то все может быть совершенно иначе. И я с ними делюсь, иногда мы спорим, иногда не спорим, иногда я говорю: "Цыц, и не спорить!" Мне кажется, что это занятно и интересно им и мне.
Для того чтобы преподавать, надо иметь какую-то систему. У меня никакой системы в голове нет и не было. Потому что когда кому-то что-то рассказываешь, то для себя какие-то вещи выясняешь. Такова история моего преподавания.

Почему так мало у нас профессионалов?

В Советском Союзе профессиональной фотографии не существовало. Она была в виде бытовых фотоателье и фотографов, которые снимали садики, школы, работали на выезде. И где-то там, в облаках, существовало еще несколько человек. При этом была мощнейшая школа любительского фотодвижения, фотоклубы, где собирались интересные люди, очень сильные фотохудожники. Советская фотолюбительская школа гремела на весь мир. При этом она была неоднородная. Прибалтика имела свое лицо, Украина - свое, Россия - свое… Была масса известнейших фамилий: Филонов (Запорожье), Шпагин (Горький) и множество, множество других. Возьмем международные ФИАПовские выставки. Зарубежные участники снимали Никонами и печатали на Кодаке, а наши снимали Зенитами или Сменами на Тасме и Свеме, печатали на отечественной фотобумаге и увеличителях "Ленинград" и забирали львиную долю дипломов и призов этих выставок. Какая мощь! И вот пришла профессиональная фотография во всем её великолепии, куда делись эти люди, почему их нет? Я долго размышлял над этим феноменом и понял одну простую вещь: профессионал в фотографии это другое мышление совершенно, это другое отношении к объекту съемки. Поэтому при всей той фотолюбительской школе, которая у нас была и которая, надеюсь, у нас осталась, профессионалов хороших мало.
Кто идет в нашу Академию в большинстве своем? Один - офицер запаса, другой - моряк дальнего плавания, третий - летчик. Приходят люди, которые потеряли свои основные профессии. И почему-то у многих из них существует странное мнение, что они быстренько научатся фотографировать и быстренько станут зарабатывать деньги.

Существует мнение, что фотограф всегда хорошо обеспечен.

Да. Это один из первых вопросов наших студентов - сколько зарабатывает рекламный фотограф. Некоторые - очень много получают, но это ни о чем не говорит. 90 из 100 приходящих в Академию надеются много зарабатывать. А фотография дается далеко не каждому. Мало научиться определять экспозицию и наводить на резкость. Фотография - образ жизни. Она требует полной отдачи.
Таких очень тяжело учить. Пытаешься до них донести мысль и понимаешь, что они силятся тебя понять, но между нами стена. Говорю: "Вы должны ложиться спать с картинкой в голове, просыпаться с картинкой в голове"… Не понимают…

Западные профессиональные фотографы работают порой с целым штатом сотрудников. Как Вы относитесь к наличию ассистента?

Посмотрим на ассистента с точки зрения фотографа. Каким должен быть идеальный ассистент?
Он должен быть мобильным. В любое время суток.
Он не должен быть тщеславным и честолюбивым.
Он должен быть исполнительным. Очень.
Он должен быть аккуратным… и малооплачиваемым (смеется)… А в нужное время быть незаметным.
Вот скажите мне, легко найти такого? Как ни странно, я нашел. Точнее - он меня нашел. Как-то раз раздался звонок, и какой-то парнишка говорит, что хочет работать у меня ассистентом. На любых условиях. Вот это "на любых условиях" сильно меня озадачило. Я не жадный человек, но во всем, что касается профессии, я человек прагматичный. Мысль об ассистенте никогда меня не посещала ранее, а тут я вдруг согласился: "Приезжайте ко мне, поговорим". Приехал худенький, щупленький мальчишка. Скромный очень. Аккуратный. Говорю:
- Как тебе в голову пришло позвонить?
- А мне нравятся ваши картинки. Я долго боялся, а потом решил - ну откажете, так откажете, а вдруг не откажете.
Ну, я его и взял. Обговорили, что я буду ему платить определенное количество денег ежемесячно, и мы стали работать. Мне пришлось его научить заряжать камеру, включать приборы. Это был идеальный ассистент. Мы вместе проработали до пожара, фактически почти 5 лет, с небольшим перерывом. Когда был кризис, работы у меня не было почти полгода и моя семья жила на деньги, отложенные на покупку автомобиля. Я Саше сказал: "Извини, я не могу тебе платить". На что он ответил: " Не надо мне денег, я буду и так с вами работать. Но так не бывает, если человек трудится, то должен за это получать деньги. А так как я сейчас не могу тебе платить, то мы расстаемся. Навсегда или нет, не знаю". Потом все нормализовалось, пошла работа. Я позвонил ему, и наши отношения восстановились.
Дело в том, что за пять лет он всему научился. Он ставил свет, камеру так, как поставил бы я, и мне уже практически не приходилось отрываться от компьютера. Все очень быстро и мобильно получалось. Наконец, я понял, что он может работать сам. Но не решается. На тот момент я ему платил уже не зарплату, а проценты от своих заработков, но все равно это было не адекватно тому, что он умеет. Сам я не мог его выгнать, хотя бы потому, что он был мне слишком удобен. После пожара у меня появился хороший шанс его отправить в свободное плавание, и я сказал: "Ты уволен". И он поплыл… У него уже есть заказы.

С одной стороны я жалею, что так поступил, но это было лучше для него. И сейчас с Сашей я в хороших отношениях.
В настоящее время я не ищу себе никаких ассистентов, потому что воспитывать такого как он еще пять лет, у меня нет никакого желания.

При пожаре погибло все оборудование? Когда это случилось?

Это случилось в конце прошлого года. 4 декабря. Мне позвонили рано утром и сказали, что в районе моей студии на Большой Дмитровке сильный пожар. Когда я подъехал к студии, оказалось, что что-то спасать было бесполезно.
Здание горело, а из окон студии вырывались я зыки пламени. Очаг был на четвёртом этаже, но огонь по перекрытиям ушёл к нам, на шестой. Попробовал зайти в подъезд, но мороз и пожарные превратили его в ледяную пещеру со сталактитами. А у меня на вечер была запланирована съемка.
Вернулся домой, взял отложенные на покупку машины (в который раз!) деньги и к вечеру был полностью экипирован. Купил камеру, объективы, свет и компьютер. Заказчик даже ничего и не заметил.
Кое-что после пожара все же удалось спасти. Пришлось, в буквальном смысле слова, вырубать изо льда приборы. Потом отмыл, проверил - оказалось, что "elinchrom" в огне не горит!(улыбается) Мамию, хотя и очень сильно поврежденную, со штативом спас сосед - художник, отобрав у пожарных, пытавшихся ее "эвакуировать". И, а это великое счастье, цифровой задник был на камере. А студия? Она выгорела практически полностью.

p.s. Сейчас у Вадима новая фотостудия. От прежней в ней штатив, старые "пожароустойчивые" приборы и много, много работы… Пожелаем ему удачи!

Профессиональная фотосъемка – искусство в сочетании таланта и трудолюбия

Представляя собой отдельный вид искусства, фотография (профессиональная фотосъемка) заключает в себе цель передать определенную сторону реального мира посредством короткого мига, запечатленного в кадре. Дать зрителю возможность полностью погрузиться в замысел фотографа и почувствовать его художественный взгляд на мир возможно только посредством профессиональной фотосъемки.

Предметная фотосъемка в современном мире – реклама, искусство, наука и техника

Предметная фотосъемка представляет собой такой вид фотосъемки, когда в процессе работы за основу фото-композиции берется сам предмет или же определенная художественная композиция составляется непосредственно из различных групп предметов, объединенных какой-либо общей идеей или концепцией предметной фотосъемки.

Рекламная фотосъемка – незаменимый помощник в движении прогресса

Рекламная фотосъемка – это сложный, тонкий и многогранный процесс, в некотором роде одновременно затрагивающий области и искусства, и науки. Наука рекламной фотосъемки начинается задолго до непосредственной работы в студии, еще задолго до конечного результата рекламной фотосъемки над задуманным кадром работает большое количество специалистов рекламного бизнеса.

Фотосъемка ювелирных изделий – огранка к фотообъективу

Фотосъемку ювелирных изделий можно назвать самым трудоемким и сложным жанром фотографии, но также наверняка можно отметить, что фотосъемка ювелирных изделий и украшений - это очень увлекательный, эксклюзивный и эстетически красивый процесс.

Предметная фотосъемка – необходимость представления кадра в деталях

Сейчас предметная фотосъемка стала повсеместно распространена, в основном мы можем сталкиваться с использованием предметной съемки в различной рекламе. Здесь особенно важно и необходимо выгодно продемонстрировать внешние характеристики предмета, сосредоточиться на выигрышных ракурсах, важно сосредоточить предметную фотосъемку на дизайне и значимых элементах того или иного продукта.

Каталожная фотосъемка – на показ со вкусом

Одним из наиболее результативных инструментов в мире современной потребительской конкуренции является применение в рекламных целях качественных каталогов различной продукции, для создания которых используется каталожная фотосъемка.

Фотосъемка одежды – пошив и крой фото кадра

Организация фотосъемки одежды может осуществляться для различных целей – для каталога, проспекта, рекламного буклета, рекламных постеров или же для различных имиджевых изображений. Съемка одежды может проходить как непосредственно в студии, так и с выездом на территорию или магазин заказчика, для чего в распоряжении фотографа должно быть профессиональное передвижное фотооборудование и техника для проведения выездных фотосъемок.

Интерьерная фотосъемка – сложный интерьерный натюрморт глазами фотохудожника

Потребность в интерьерной фотосъемке в настоящее время стала ощутимо высока. Это связано и с возросшей потребностью риэлторского бизнеса и дизайнерских бюро в наиболее выгодном свете продемонстрировать созданные интерьеры помещений, а также и с желанием многочисленных заведений показать свое разнообразное внутреннее обустройство посредством профессиональной интерьерной фотосъемки.

Портретная фотосъемка – работа живописца со светом и объективом

Портретная фотосъемка похожа по своей сути на процесс создания картины. И хотя на первый взгляд может показаться, что работа художника над картиной – процесс намного более сложный и несравнимо более длительный, чем создание фотографии, но ознакомившись с деталями осуществления портретной фотосъемки можно воочию убедиться, что фотограф в данном случае абсолютный художник с фотоаппаратом вместо кисти и палитры.

Фотосъемка недвижимости – архитектурная симфония в кадре

Фотосъемка недвижимости и архитектурная фотосъемка в современном мире является тем жанровым направлением фотографии, которое достаточно востребовано в различных сферах деятельности. Фотосъемку недвижимости и архитектурную фотосъемку можно причислить к довольно трудоемкому виду профессиональных задач, которые ставятся перед фотографами.

Свадебная фотосъемка – один раз и навсегда! Нет права на ошибку!

Современная свадебная фотосъемка в разы отличается от того, что мы можем встретить в свадебных фотоальбомах прошлых лет. Свадьба – оно из самых значительных и романтичных событий в жизни каждого человека. Безусловно, главные действующие герои на свадебной фотосъемке – это невеста и жених, но выполненная на высоком уровне свадебная фотосъемка, а значит и долгая память об этом торжественном дне, невозможна без профессионального фотографа.

Студийная фотосъемка – многожанровый театр в действии

Студийная фотосъемка по своей сути без преувеличения является настоящим театральным действием. К данному выводу располагают все составляющие студийной фотосъемки – здесь есть всё: и актеры, в роли которых могут быть как сами модели, так и разнообразные предметы фотосъемки, и многочисленный реквизит студийной фотосъемки, и профессиональный грим, и костюмы, и даже декорации.

Интерьерная фотосъемка – сложный интерьерный натюрморт глазами фотохудожника

В деле интерьерной фотосъемки особенно важно представить интерьер не только как внутреннее пространство некоего архитектурного строения и место пребывания человека, но и отразить интерьерной съемкой то, как тот или иной интерьер или помещение будет ощущаться, если непосредственно в нем находиться.

Фотосъемка ювелирных украшений – таинственный блеск самоцветов

Фотосъемка ювелирных украшений подобна самой настоящей кропотливой ювелирной работе. Это связано с особенностью самих ювелирных изделий – они имеют сложное строение, формы, фактуры, поверхности. Каждую деталь нужно воспроизвести при фотосъемке ювелирных украшений в выгодном свете и ракурсе, учитывая при этом все характерные ее особенности.

Фотосъемка для каталога – съемка важных составляющих единого множества

Фотосъемка для каталога, прежде всего, является тем видом фотографической съемки, при котором необходимо объективно продемонстрировать все имеющиеся достоинства предметов. При этом если съемка для каталога осуществляется для определенного стилистического решения издания, то в данном случае необходимо подобрать нужные аксессуары, а некоторых случая фотосъемка для каталога проходит в интерьерах.

Студийная фотосъемка – мастерство в замкнутом пространстве

В целом фотосъемку можно классифицировать на натурную и студийную фотосъемку. Натурная фотосъемка осуществляется посредством фотографирования при естественном освещении внутри интерьера или на открытом воздухе.

Фотостудия – современные решения для динамичной жизни

Современная фотостудия это многоцелевая творческая площадка, предоставляющая абсолютно все виды студийных работ, а также выездных услуг фотографа.

Профессиональный фотограф – уникальный специалист кадра на съемочной площадке

Профессиональный фотограф, как и любой другой мастер, это, прежде всего, автор с собственным уникальным почерком, работы которого узнаваемы среди множества других.

Услуги фотографа – от уникальных истоков к распространенной современности

Услуги фотографа пользовались спросом и имели популярность на протяжении всего времени существования жанра фотографии. Личные фото-архивы и семейные альбомы являются своеобразным отражением истории жизни любого человека.

Постановочная фотосъемка – лучшее отражение рекламных перспектив

Такое понятие как постановочная фотосъемка в общих чертах можно представить как процесс стилизованной фотосъемки, при котором первостепенной задачей является воплощение в кадре определенного фото-сценария.

Профессиональная фотосъемка – практика художественных особенностей

Профессиональная фотосъемка является достаточно сложным, трудоемким и потому дорогостоящим процессом, в результате которого Вы с уверенностью получаете качественный фотоматериал, соответствующий всем изначальным условиям фотосъемки.

Фотографы Москвы – специалисты большого города

Фотографы Москвы являются настоящими профессионалами своего дела, всегда осуществляют работу с профессиональным фотооборудованием и техникой, и оттачивают свои фотографические навыки на протяжении многих лет. Любой вид фотосъемки для них задача, выполнимая даже более чем просто с отличным результатом.

Цены на услуги фотографа – ценообразование в области мастерства

Цены на услуги фотографа складываются из множества факторов, как то профессионализм самого фотографа, техническая оснащенность его студии, сложность и детали технического задания, применяемые аксессуары и реквизит, а также необходимость в привлечении других специалистов фотосъемки.

Студийная фотосъемка – в ракурсе многообразие фантазийных образов

Под руководством профессионального фотографа студийная фотосъемка становится удивительно интересным творческим процессом, за время которого модель может попробовать себя в нескольких разноплановых образах, сменить определенное количество имиджей и примерить абсолютно непривычный для себя характер.

Рисование по номерам – творческое приключение

Впереди осень, а значит всё больше и больше времени мы будем проводить дома, наслаждаясь уютом и общением с близкими людьми. Как сделать свой досуг более разнообразным? Лучший выход – заняться творчеством! Одним из любимых видов досуга сотрудников нашей фотостудии является рисование картин на холсте по номерам. Творческая работа с использованием ярких красок и приятных материалов дарит хорошее настроение и помогает отвлечься от тревог и забот повседневной жизни.

Предметная фотосъемка – лучший свет на первом плане

На сегодняшний день предметная фотосъемка достаточно сильно востребованный жанр фотографии для использования в каталогах и различных фотобазах. В зависимости от поставленных задач стоимость на съемку предметов может сильно отличаться.

   
Предметная съемка Съемка для каталога Фотосъемка ювелирных изделий Интерьерная съемка Студийная фотосъемка Съемка одежды Портретная фотосъемка Профессиональная фотосъемка